Школьная служба медиации



В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе  с 1 сентября 2015 года создана служба примирения.

  С целью ознакомления и вовлечения в деятельность этой службы учащихся и учителей проводим эту ознакомительную беседу. Каждый, кто желает разрешить конфликт мирным путем, может обратиться в эту службу за помощью.

 Часто случается так, что люди не могут понять интересы друг друга без помощи третьей независимой стороны. Участие в решение конфликта такой независимой стороны используется в альтернативном методе – медиации. Медиация – это добровольный и конфиденциальный процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает сторонам найти взаимоприемлемый вариант решения конфликтной ситуации.  

Для примера можно привести такую историю: две сестры, находясь в своей комнате спорят  из-за того, поднять занавески или опустить их. Одна встает и опускает их, другая встает и поднимает их. Складывается впечатление, что конфликт решить невозможно. Каким может быть продолжение этой истории? Заметно, что сестры стоят на своих позициях и не говорят про интересы.  Но, если принять это во внимание, то ситуацию можно решить, например, таким способом. Заходит брат и спрашивает, что здесь происходит? Одна сестра говорит, что очень яркий солнечный свет мешает ей заснуть. А другая сестра говорит, что пытается читать книгу, чтобы подготовить домашнее задание, и ей нужен свет. Услышав это, брат включает лампу около кровати одной из сестер, и  опускает занавески. Обе девочки остались довольны.


Наша концепция Службы примирения базируется на трех положениях.

1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

2. В качестве ведущих примирительной встречи (нейтрального посредника) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами»).

3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, — тем лучше.

Подчеркнем, что школьная служба примирения не должна становиться психологическим клубом. Ее основная направленность — проведение примирительных встреч и изменение подхода с силового и карательного на восстановительный. Только если эти цели выполняются, она может считаться Службой примирения.

Основные ситуации — кражи мобильных телефонов, вымогательство денег, ограбление, драки из-за сплетен между девочками, порча школьного имущества и т.п. Служба с этими ситуациями и работает. Мы не говорим о всепрощении и безнаказанности. Для нас ответственность - в максимальном исправлении причиненного вреда. Если стороны хотят встретиться и это для них безопасно, то встречу можно проводить. Люди приходят добровольно, и перед ведущим не стоит задача достичь примирения (тем более что это не в его силах). Ведущий помогает диалогу сторон, следит за его конструктивностью (чтобы не было угроз, оскорблений и проч.), но ответственность за участие во встрече и ее результат лежит на участниках диалога.

Кстати, мы и не говорим сторонам о «примирении», а скорее «как перестать быть врагами». 

Школьная служба примирения – это команда взрослых  (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:

- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;

- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;

- снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

  

Правовая основа организации служб школьной медиации в ОО

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской    Федерации";

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";

 

Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"

   Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

   Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

   Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

   Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

   Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

   Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

   Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

   Метод "Школьная медиация" вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

   Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

   Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

   В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

   Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

      

Функциональные обязанности руководителя и членов

Школьной Службы Примирения

Для руководителя:

- осуществлять общее руководство деятельности ШСП;

- проектировать работу ШСП;

- осуществлять взаимодействие с администрацией школы, органами внутренних дел и другими службами;

- отвечает за качество и эффективную деятельность службы;

- анализирует работу ШСП.

 Для членов:

- проводить предварительные встречи с конфликтующими сторонами;

- проводить примирительную встречу;

- вести записи об итогах встреч;

- информируют заявителя, руководителя службы о результатах проведенной работы.